hasisin: (Default)
[personal profile] hasisin
Прочитал тут пару месяцев назад памфлет Марины Палей "Жора Жирняго". Под Жорой Жирняго имеется в виду Татьяна Толстая. Памфлет не скажу блестящий, но дочитал я его до конца. Видно, что автор - человек умный, эрудированный, хотя и совсем не одаренный художественно. Ну то есть напрочь. При всей "набоковской" цветистости слога. Пишет автор хорошо, а картинки не получается. Пишет автор хорошо, и вы понимаете, что он имеет в виду, но вынуждены предварительно переводить прочитанное с "литературного" на русский. Но все равно интересно!
Ну то есть как сказать. Все, наверное, бывали в такой ситуации - некое публичное сборище, столики, куча народу, скука смертная. Попадаете вы за один столик со старой языкастой теткой. Тетка всех знает насквозь, всех ненавидит, обо всех готова рассказать - да, собственно, уже и рассказывает. Эта с догом спит, тот диссертацию украл, а у тех двоих не совместный бизнес, а пробный гей-брак. И вы сидите и хихикаете, потому что, ну, обещавший быть скучным вечер перестал таковым быть. Единственное, что тревожит - вот станете вы таким же известным, как те персоны, о которых тетка рассказывает, и тоже станете героем ее баек. Безотносительно - заслужили, не заслужили...
И с другой-то стороны - если тетка вдруг решит стать доброй, позитивной теткой, и начнет рассказывать случайным соседям по столику про то, какой красивый закат сегодня наблюдала, или что она думает о лирике Боратынского - станет вдруг очевидно, что перед вами просто выжившая из ума и смертельно занудная старая дева. Так что пусть лучше злословит. Хоть какой-то толк.
А сегодня с утра решил я почитать сборник ранних произведений Татьяны Толстой, который в памфлете Палей фигурировал как пример столь редкого у "Жоры" истинного творчества. Вот дальше, мол, "Жора" исхалтурился, гнал одни компиляции, а начинал очень даже резво. "Атмосфера, бесценная ткань языка" его (то есть ее) ранних рассказов, "как десять бриллиантов на черном бархате" (ну куда без бриллиантов на бархате) - вот, собственно, решил ознакомиться с бриллиантами и бесценной тканью.
Сундучок, то есть, раскрыл, а оттуда как шибанет.

Читаю эссе "Квадрат" - вестимо, про Малевича.

Малевич стал автором самой знаменитой, самой загадочной, самой пугающей картины на свете
одно из самых страшных событий в искусстве за всю историю его существования.
немногие осмеливались бросить вызов Князю Тьмы. Малевич посмел — и, как и полагается в правдивых повестях о торговле с Дьяволом, о возжаждавших Фаустах, Хозяин охотно и без промедления явился и подсказал художнику простую формулу небытия.
зловещее полотно
мрак, подвал, люк в преисподнюю, вечная тьма.
черные ангелы с короткими металлическими крыльями
Если ударить человека палкой по спине — он обернется; тут-то и надо плюнуть ему в лицо, а потом непременно взять за это деньги, иначе это не искусство; если же человек возмущенно завопит, то надо объявить его идиотом и пояснить, что искусство заключается в сообщении о том, что искусство умерло, повторяйте за мной: умерло, умерло, умерло. Бог умер, Бог никогда не рождался, Бога надо потоптать, Бог вас ненавидит, Бог — слепой идиот, Бог — это торгаш, Бог — это Дьявол. Искусство умерло, вы — тоже, ха-ха, платите деньги, вот вам за них кусок дерьма, это — настоящее, это — темное, плотное, здешнее, держите крепче. Нет и никогда не было «любовного и нежного», ни света, ни полета, ни просвета в облаках, ни проблеска во тьме, ни снов, ни обещаний. Жизнь есть смерть, смерть здесь, смерть сразу.



Ох ты ж, Господи, подумал я, и начал читать следующее эссе. Про то, как семья Толстых в сорок каком-то году купила дачу у аптекаря Янсона, а вот недавно затеяли ремонт и все старые обои решили отодрать со стен, а там под одними обоями другие, а под теми третьи, а потом газеты пошли, сперва сталинские, потом революционные, потом дореволюционные - жаль, до петровских времен не доходит автор в сочинительском раже. Ну то есть понятно, да, что это не просто обои, а это наша история, а мы вот (всхлип) историю-то со стен содрали, поклеили новые обои, в цветочек, да че-то неудачно, больно смотреть, надо по последней моде - белые, чистые, чтобы, так сказать, с чистого листа. Ну вы же понимаете, небрежно подмигивает автор, это опять метафора, а не то что мы на оптовый рынок стройматериалов съездили и унизительно долго торговались.
Ладно. Понятно. Идем дальше. Дальше у нас эссе про голодный декабрь 1991 года. С непередаваемым трагизмом и поминая блокадный Ленинград (! я не шучу), автор рассказывает, как, спасаясь от голода, их немаленькая семья отправилась в Дом творчества, съела там все, что могла, и на санках (о ужас) вынуждена была зимой, в метель, перебраться в дом отдыха композиторов, где кормили щами (правда, за деньги, а не бесплатно). А папа автора как-то купил пирожки по 12 копеек, а какая-то женщина спросила, в какую цену брали, а он и говорит - по 12, мол, копеек, а она ему - нет, по 12 я не потяну, вот по семь бы еще могла... а папа сунул ей кулек с пирожками и убежал... Рассказав все это, автор на кого-то страшно обижается, делает злое лицо и пару абзацев рассуждает о том, что вот-де, какая с папой приключилась достоевщина.
Ну достоевщина не достоевщина, а по евтушенке, достоевщинка присутствует, да.
Начал я четвертое эссе и на первой странице наткнулся на такое предложение: "Хотя эсперанто еще не стало у нас государственной мовой, но его очертания уже явственно просвечивают сквозь располазющуюся ткань языка родных осин". И понял, что дальше я читать это не хочу и не буду.
Ну ее, эту расползающуюся бесценную ткань с завернутыми бриллиантами.
From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

February 2013

S M T W T F S
      1 2
34 5678 9
1011 12 1314 15 16
17181920212223
2425 262728  

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 25th, 2017 06:45 pm
Powered by Dreamwidth Studios